Автор книги «Хочешь дружить или коллекционировать визитки?» делится советами о философии и практическом применении нетворкинга.
Алексей Кекулов –
один из тех, кто стоял у истоков российского нетворкинга. Он основатель
проектов «Networking 2B» и «Академия Нетворкинга», ведущий ток-шоу «В гостях у
связей», автор книг и множества публикаций о продуктивном взаимодействии, нетворкинг-эксперт
по мнению редакции журнала Форбс. Автор мирового бестселлера «Никогда не ешьте
в одиночку» Кейт Феррацци называет Алексея своим вторым Я. Другими словами,
человек не просто в теме, а профессионал.
Business Family: Это верное определение, ты считаешь себя
профессиональным нетворкером?
Алексей Кекулов: Не думаю, что вообще есть профессиональные
нетворкеры. Порой люди с замечательными связями не занимаются ими системно и
осознанно. Я предпочитаю говорить о себе как о человеке, который на своём опыте
испытал возможности связей в России. Причем это касается как хорошего
окружения, помогающего расти, так и плохого, из-за которого потерял чрезвычайно
много в жизни. По мере осознания важности общения я начал относиться к нему
гораздо внимательнее, а потом и применять все полезное, что узнаю в психологии,
нейробиологии, этологии и других смежных науках. В конечном счете, все это
выливается в практичные выводы, применимые к менеджменту, маркетингу,
политологии, HR и т.д.
BizFam: Сейчас как раз читаю твою книгу «Хочешь дружить или
коллекционировать визитки?» Она слишком насыщенная, чтобы просить пересказать в
двух словах. Тем не менее, для тех, кто еще не читал – что самое важное в
переходе от записных книжек к полезному общению?
Алексей Кекулов: Вопрос очень широкий. Рассуждая об этом,
можно написать не одну книгу, а целую библиотеку. Например, у меня есть глава,
посвященная формам монетизации связей. Я выделил 18 разных категорий, и это
помимо нематериальных активов, которые порой ценнее. Если копнуть еще глубже,
то мы можем вспомнить исследования профессора гарвардского университета
Николаса Кристакиса и понять, что привычки нашего окружения формируют наши
привычки. А значит, это определяет и все наше поведение, включая склонность к
здоровому рациону и спорту, успеху в делах, богатству, радости и прочим важным
составляющим жизни.
BizFam: Скажи мне, кто твой друг…
А. К.: Совершенно верно. Выбирая круг общения, мы часто
выбираем те или иные собственные отражения. Или тех, кем хотели бы быть.
Конечно, нет людей полноценно здоровых, или «самоактуализированных», по
определению Абрахама Маслоу. У каждого человека имеются свои дисфункции, свои
«тараканы» в голове, стереотипы, психофизические травмы и прочее. Тут включаются
в игру разные классификации: соционика, характерология и прочее.
BizFam: Кстати о классификациях. Твоя модель 6D выглядит
очень складно и подозрительно сбалансировано. Три грани (нетворкинг, отношения,
психология), шесть векторов, все логично и по полочкам. Для книги это здорово.
А в жизни так получается?
А. К.: Думаю, это зависит от человека. Можно подходить к
нетворкингу весьма четко, будто бухгалтер, который сдает ежеквартальную
отчетность. Я немного иного склада, в основном осознаю и запоминаю на лету.
Увидел краем глаза, когда садился в машину и параллельно разговаривал с
человеком – внес пометку. Появилась новая задача – начал анализировать,
редактировать. Превращать все в дело ради дела не хочу, я не настолько люблю
порядок. А делегировать посторонним людям пока не могу. Это все же не уборка в
доме, а наиболее интимное и ценное, что у меня есть... Проще доверить кому-то
автомобиль или бизнес, чем свою записную книгу!
Однако, несмотря на интуитивный образ мышления, моделью 6D
активно пользуюсь. Более того, для детальной проработки подключаю и рисование
схем на обычных листах A4 цветными ручками, и различными приложениями для
гаджетов. Например, мне нравятся обычные заметки с возможностью рисовать прямо
в них пальцем. По-моему, OneNote удобная альтернатива MindMap, а также OneNote
выигрывает у EverNote по структурированной встроенности новых данных в общую
систему. Также использую визуальные карты – нахожу реальные визуальные образы мечт,
задач, желаемых достижений – и затем распределяю их по принципу модели 6D.
Так, в зоне здоровья у меня совсем недавно еще была картинка
грудной клетки с ровными ребрами… И вот, то что не могли сделать хирурги,
оказалось под силу случайно встретившемуся мне мужику, бывшему военному,
который в деревне у какой-то бабки научился вправлять значительные смещения
костей даже не вручную, а фактически «вножную». Просто берет и давит или бьет
пяткой в определенный упор кости, и она встает на место. Без операции и
хирургического вмешательства! Что это было: нетворкинг, работа над целями,
просто удача? Да неважно, по большому счету. Важен результат.
BizFam: Значит, методика отдельно, котлеты отдельно?
А. К.: Методический подход важен, чтобы разобраться в
происходящем, себе, своих мыслях и отношениях. Навести порядок. Как именно
вести регулярное общение каждый выбирает для себя сам. Благодаря методике легче
прогнозировать вероятное будущее и в каждом случае осознанно выбирать,
следовать правилам или пойти по новому неизведанному пути. Если сильно упростить, то я ориентируюсь
опять же на свою модель «Морской Бой». Она подразумевает, что у каждого
человека есть свои «Хочу» и «Могу». И можно жонглировать, обмениваться этими
«шариками» в сообществе – причем так, чтобы ни у кого не убывало, но у всех
прибывало.
BizFam: А как же закон сохранения? Что должно произойти,
чтобы включилась синергия по формуле 2+2=5 или даже больше?
А. К.: В этом суть нетворкинга. Ресурсов и возможностей в
ряде случаев не становится больше или меньше. Например, знания: когда вы ими
делитесь, они не уменьшаются. Но вопрос в том предложат ли их вам – и кому вы
предложите. Очевидно, хорошо знакомым, которым можно доверять, с которыми
приятно иметь дело, с рекомендациями от других общих знакомых. Связи дают
косвенные преимущества, за счет которых абсолютно любой проект, необязательно
коммерческий, можно реализовать быстрее, с меньшими затратами и главное лучше.
Синергия повсюду, нетворкинг просто инструмент для погружения в эту среду.
Это похоже на работу слаженной команды. Из теории
HR-менеджмента известно, что производительность труда трех незнакомых между
собой рабочих ниже, чем производительность каждого из них по отдельности. Но
как только они из незнакомцев превращаются в слаженную команду, арифметика
резко меняется. Производительность команды значительно выше, причем рост может
выражаться даже не формулой 2+2=5, а 1+1+1=8 или больше. В нетворкинге похожий
резонанс: люди должны стать командой, действовать как единый организм, в
идеале. У животных множество примеров коллективного взаимодействия. Для того
чтобы их увидеть необязательно отправляться в экспедицию, достаточно заглянуть
на YouTube. Посмотрите, как группа касаток смывает искусственной волной тюленя
со льдины, или более оптимистичный ролик о том, как кот и собака сообща воруют
лакомства на кухне. Таких симбиозов, в том числе межвидовых, очень много. Людям
есть чему поучиться.
BizFam: Ты упоминал о записной книге. Даже не записная
книжка, а целая книга! Она бумажная или электронная? Как лучше фиксировать информацию?
А. К.: Все это очень индивидуально. Я многое держу в голове
и «пометки» делаю мысленно. Поначалу это кажется сумасшествием, но можно быстро
привыкнуть и дальше делать на автомате, что экономит массу времени. Более того,
можно видеть образы и картинки с четкими структурированными связями, а можно
мыслить образами нечеткими – когда образно объединяешь, скорее «селишь» свои
контакты в некие виртуальные ареалы обитания и понимаешь, в чем они могут
пересекаться. Это значительно более живой подход, чем классификация по группам,
и тема для отдельного разговора. В любом случае, такой способ подойдет не всем.
Если выбирать где и как записывать, рекомендую сначала задать задать себе
несколько вопросов:
•
Готовы ли вы ограничиться только бумажными
материалами? Если нужен повышенный уровень секретности, правильный ответ «ДА».
•
Какие операционные системы установлены в ваших
устройствах (компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны)? А на работе? От этого
напрямую зависит выбор электронных приложений, которыми вы везде сможете
пользоваться.
•
Желаете ли вы иметь режим «автосохранения» для
всех ваших данных?
•
Нужен ли удаленный доступ к вашим данным, по
интернету?
•
Хотите самостоятельно настраивать и поддерживать
сложные IT-системы, или склонны использовать типовые решения с удобным
интерфейсом?
•
Еще раз о защите данных – насколько это
критично?
По мере заполнения такого «опросника» вы достаточно сильно
сузите круг подходящих решений, и выбор из «финалистов» не займет много
времени.
BizFam: С выбором инструментов стало понятнее, спасибо. А по
их применению дашь рекомендации?
А. К.: Если в вашей записной книжке более 200 человек,
советую прежде всего перестать думать о том «в какую группу сохранить новый
контакт». Вместо этого лучше определить, какие характеристики вы вообще хотите
учитывать, по каким «тэгам» иметь возможность сделать выборку людей. Это
принципиально другой подход. Например, если в группе «финансы» вы видите только
людей, которых смогли четко отнести к этой категории, то по хэштегам «финансы»,
«Москва», «ТОПы» вы увидите всех ТОПов в Москве, которые связаны с темой
финансы, и выбирать будет проще. Хотя использование тэгов вместо групп, тем
более параллельно группам поддерживается, мягко говоря, не любым программным
обеспечением. Если в вашей программе нет таких функций, или просто считаете,
что группы проще – создавайте группы, конечно. Например, это может быть деление
на степень лояльности и доверия с контактами в разных группах: просто знакомые,
хорошие знакомые, друзья, самые преданные люди... или любую другую желаемую
вами градацию. Но вернемся к характеристикам.
Итак, я рекомендую вписывать следующие характеристики (прямо
в поле «заметки» в контакте, в комментариях, примечаниях, где угодно, лишь бы
это можно было потом использовать как фильтр):
•
Географическая зона;
•
Проекты (ваши цели), с которыми человек может
гипотетически помочь;
•
Уровень возможностей (рядовой, ТОП, ТОП-РФ,
ТОП-мира, специалист-РФ, специалист-мира и т.д.);
•
6D;
•
14D (это направления в бизнес-управлении:
маркетинг, финансы, инвестиции, недвижимость, HR и другие).
Это, разумеется, не жесткий список. Просто пример того, как
могут выглядеть личные тэги. Подумайте, какой набор лучше подойдет вашим
задачам, и не стесняйтесь его менять столько раз, сколько потребуется. В этом
одно из важных отличий коллекционирования визиток от нетворкинга: вы должны
быть не библиотекарем, а архитектором своего общения.
BizFam: Спасибо. С нами был Алексей Кекулов – человек,
живущий одновременно в 6, а иногда и в 14 измерениях.
А. К.: Спасибо, BizFam. До новых встреч.